Особые дети в игре.
Часто слышим это сочетание «особенные дети», реже видим явное и совсем не видим скрытое, а между тем у каждого ребёнка и взрослого есть свои особенности. Это то, как он входит в процесс, взаимодействует с людьми, самим собой, завершает, выходит из него, переваривает, избавляется от ненужного. Похоже на процесс пищеварения, да? А ведь так и есть, детская игра — это маленькая демоверсия того, как мы перевариваем эту жизнь. Особенностью может быть нарушение на одном или нескольких из этапов. Это нарушение может лечиться медикаментозно, образом жизни, пройти с возрастом или быть неизлечимым.
Название диагноза в игре меня мало интересует, важны проявления и понимание, что я могу с этим сделать как сопровождающий, на что обратить внимание здесь и сейчас. Не лечить, а двигаться в сторону ясности. Чем больше ребёнок (и взрослый) о себе знает и понимает, тем легче ему будет дальше жить, тем больше он будет способен в себе изменить сам, когда подрастёт.
Поле игры – это место, где можно чуть ближе подойти к сложностям, максимально приближённым к жизненным, войти в конфликт. Каждый конфликт прибавляет ясности в отношениях с собой и другими, расширяет эмоциональный спектр (пережить поражение, например, легко ли...?) Конфликт – это не то, чего нужно избегать, а то, что хорошо принимать и разрешать (по ситуации конечно).
Есть триггерные точки у каждого и, в зависимости от задач сопровождающего и родителей мы либо задеваем их, либо обходим.
Поэтому! В игре я не выделяю особых и не особых детей, все в чём-то особенные. Да, есть понятие нормотипичного ребёнка, но оно существует лишь для удобства в научных делах. Человек любит классифицировать происходящее, ему так спокойней.
А если копнуть по каждому ребёнку – будет совершенно уникальный ОСОБЕННЫЙ психический портрет.
Вопрос в проявлениях этих особенностей. Может ли ребёнок нанести вред себе или другим в ситуации конфликта? Если да, то мы вместе с родителями садимся и обсуждаем стратегии сопровождения игры, обсуждаем наличие тьютора в поле игры, но мы не в праве отказать ребёнку в игре.
Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребёнка среди других жизненно важных прав. Статья 31 данной конвенции гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
Теперь о взрослых. Каждый сопровождающий знает о своих слабых и сильных сторонах. Если есть ограничения, он о них заявляет, это так же его профессиональное право. Есть квалифицированные психотерапевты, которые не берут в работу людей с тяжёлой депрессией или сексуальным насилием, например, ну не тянут, тяжело. Они в праве отказать такому пациенту или перенаправить тому специалисту, который с этим работает. Ситуация разрешена.
Хочется закончить чем-то хорошим.
✔Пример из практики Егора Бахотского:
На игру пришёл совсем не говорящий ребёнок с широким аутичным спектром проявлений, просто попробовать. Возраст в районе 9 лет, они опоздали минут на 15, сюжет уже кипит, дома строятся, оружие делается. К нему подбегает незнакомый игрок и зажигательно рассказывает, кто тут что делает, говорит, говорит, потом «ну ты понял?» а тот «да!».
✔В моей практике были дети с множественными нарушениями в коммуникации. Игра даёт результат, если встречаться системно. Ребёнок привыкает и результат настигает неминуемо:). Что такое результат?
- сам договорился
- сам устранился, где было опасно
- сама предложила сюжет
- сама реализовала задумку
- не затаила обиду
- смог остановить агрессию сам
- боялся говорить и контактировать с детьми, а теперь валяется в снегу с ними
- раньше не мог, а теперь может.
Вот наше мерило.
Хорошего отдыха тем, кто отдыхает и плодотворных дел остальным! Наслаждайтесь летним теплом!
#сюжетноролеваяигра
#игроваятерапия
#арттерапия
#сдвг
#аутизм
#сма
#дцп
![Особые дети в игре](https://sun9-52.userapi.com/impg/ys5YERFSr0j8Cw2x_OsPIAIJP9M3hQ9m6HDriQ/U_LufBTPmgY.jpg?size=510x510&quality=95&sign=34a896a070c1746d02f8130456e02906&c_uniq_tag=ShJx-gnL5iMC5G4khLRF4ETJpuAPOyWT23lKE87jsUs&type=album)